Во время пандемии коронавируса пустые полки супермаркетов стали привычным зрелищем для людей из многих стран. Основная проблема заключается не в нехватке продовольствия, а в управлении цепочками поставок и рынке труда. Для того, чтобы продукция достигла потребителей, теперь требуется гораздо больше времени: рабочие не могут добраться до ферм, чтобы собрать урожай, а ограничения на передвижение тормозят импорт товаров. Но эта проблема может быть решена. Рассказываем о том, как с ней справляются в разных городах мира.
Как наладить поставки продовольствия?
Самым логичным выходом из ситуации кажется сделать цепочки поставок короче, выращивая и продавая продукты питания как можно ближе к потребителям. В таком случае люди не только не будут испытывать недостатка в продовольствии, но также смогут получить продукты в самом свежем виде. Однако для этого нужно пространство. Если мы хотим создать фермы в городах, нам нужно найти для них место. Где разместить крупную пищевую фабрику в мегаполисе? Кажется, что свободной территории просто не существует.
На самом деле, в городах есть много места, о котором никто не подозревает
В центре многих городов есть огромные незадействованные территории, которые можно использовать для сокращения продовольственных цепочек.
Подземные автомобильные стоянки под Парижем
Под Парижем есть 600 гектаров неиспользуемого пространства в виде автомобильных парковок. Для сравнения: средняя ферма в США имеет 179 гектаров земли. Откуда столько свободного места? Дело в том, что в 1970-е годы в стране было обязательным наличие двух машиномест на квартиру. Сегодня, когда всё меньше людей владеют автомобилями, большая часть этого пространства не используется.

Жан-Ноэль Герц, главный исполнительный директор подземной фермы Cycloponics, нашел применение этой территории. Он оборудовал автостоянки для выращивания органических грибов и салатного растения эндивия. Эти две культуры идеально подходят для разведения под зёмлей. На ферме есть всё, что нужно для сбора урожая, его хранения и доставки. В будущем Герц хочет построить небольшие кухни, чтобы еду можно было готовить на месте. По его мнению, некоторые продукты могут быть выращены, собраны, приготовлены и доставлены из подземных помещений в центр Парижа.
Отремонтированные транспортировочные контейнеры в Бруклине
Ещё одно место для размещения городской фермы — транспортировочные контейнеры, оснащённые климат-контролем и другим инновационным оборудованием для земледелия. Square Roots в Бруклине — одна из таких мобильных ферм. За четыре года существования компания прошла путь от выращивания трав и листовой зелени до баклажанов, репы, клубники и помидоров.

Бомбоубежище времен Второй мировой войны в Лондоне
Другой подпольный фермер, Стив Дринг, соучредитель Growing Underground, также увидел возможность выращивания продуктов в одном нетронутом городском пространстве: заброшенном туннеле Второй мировой войны на юго-западе Лондона.
Как и подземные автостоянки Парижа, этот бункер военного времени идеально подходит для контролируемого роста. Если температура над землёй постоянно меняется в зависимости от времени года, в бомбоубежище она стабильно держится на одном уровне. «Если я хочу контролировать влажность и тепло, то проще это делать на ферме, где круглый год стоит 14°С», — отмечает Дринг.

Одним из необходимых условий для выращивания урожая в тоннеле является хороший воздушный поток, иначе в помещении будут накапливаться патогены. В этом смысле Стиву и его команде повезло: бомбоубежище, рассчитанное на 8000 человек, было сразу снабжено «крутой вентиляцией».